24 июня 2013 года Президентом Республики Казахстан утвержден Указ № 587 «Об утверждении Положения о республиканском, областном, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) оперативных штабах по борьбе с терроризмом». Указ призван стать основополагающим документом, создающим стратегическую основу для эффективного и своевременного реагирования на акты терро-ризма.

В соответствии с Указом оперативные штабы по борьбе с терроризмом являются постоянно действующими органами опера-тивного управления силами и средствами государственных органов, привлекаемых к проведению антитеррористической операции.

На республиканском уровне действует республиканский опера-тивный штаб по борьбе с терро-ризмом. В административно-территориальных единицах Республики Казахстан действуют областные, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) оперативные штабы по борьбе с терроризмом, подчиненные в своей деятельности республиканскому оператив¬ному штабу.

Основными задачами оперативных штабов являются:

  1. создание условий для под-держания и развития готовности сил и средств по проведению ан-титеррористической операции;
  2. подготовка и проведение антитеррористической операции по пресечению акта терроризма, ми-нимизации и (или) ликвидации его последствий путем оказания экстренной медицинской помощи, медикопсихологического сопровождения, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также обеспечению безопасности охраняемых лиц.

Для решения поставленных задач на оперативные штабы по борьбе с терроризмом возлага¬ются следующие функции:

  1. разработка мер, направленных на повышение эффективности деятельности и взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления по пресечению акта терроризма;
  2. подготовка и проведение антитеррористических учений и тренировок по отработке вопросов практического применения сил и средств государственных органов;
  3. организация сбора и анализа информации, необходимой для оценки готовности сил и средств по реагированию на террористические проявления;
  4. выработка решения о порядке проведения антитеррористической операции на территории области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), в том числе о введении правового режима ан-титеррористической операции на период ее проведения;
  5. управление подготовкой и проведением антитеррористиче¬ской операции на территории области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения).

В соответствии с принятым Указом, закреплены полномочия руководителей областных, города республиканского значения, столицы, районных (городов област-ного значения) оперативных штабов по борьбе с терроризмом на проведение по согласованию с руководителем республиканского оперативного штаба антитеррори-стической операции.

Районные (города областного значения) оперативные штабы проводят антитеррористическую операцию в рамках первоочеред¬ных мер до прибытия и разверты¬вания сил и средств областного оперативного штаба. Дальнейшее проведение антитеррористической операции осуществляется руково-дителем вышестоящего оператив-ного штаба, которым издается со-ответствующий приказ.

В случае невозможности свое-временного прибытия областного оперативного штаба его руководи-тель по согласованию с республи-канским оперативным штабом на-правляет силы и средства район-ных (города областного значения) оперативных штабов, граничащих с районом (городом областного значения), в котором проводится антитеррористическая операция.

Принятые в январе 2013 года поправки в Закон РК правом руко-водства оперативным штабом на-деляют только руководителя тер-риториального органа КНБ.

Ранее их деятельность регла-ментировалась нормами совмест-ного приказа КНБ/ МВД/МО/СОП, наделявшего начальников город-ских/районных органов внутренних дел полномочиями по руководству оперативными штабами в админи-стративно-территориальных единицах, где не предусмотрена дислокация подразделений орга¬нов национальной безопасности.

В настоящее время устраня¬ются правовые коллизии, органи¬зована работа по внесению изме¬нений в совместный приказ, по¬зволяющих начальникам город¬ских/районных органов внутренних дел в качестве первых заместите¬лей руководителя оперативных штабов осуществлять меры пер¬вичного реагирования и организа¬ции мероприятий до прибытия сил и средств вышестоящего штаба.

Следует отметить, что город-ские/районные оперативные штабы, являясь основными звень¬ями антитеррористической сис¬темы, при возникновении на вве¬ренной территории угроз террори-стического характера осуществ-ляют первоначальные неотложные меры реагирования.

Вопросы готовности сил и средств государственных органов к действиям в условиях возможного совершения актов терроризма на территории страны является од¬ним из актуальных в спектре при-оритетов по дальнейшему совер-шенствованию общегосударствен-ной системы реагирования на тер-рористические угрозы.

Важнейшей и определяющей составной частью данного направ-ления деятельности является профессиональная подготовка ру-ководящего и личного состава ре-гиональных оперативных штабов, слаженность действий органов управления всех звеньев и их спо-собность к четкому и не-укоснительному выполнению по-ставленных задач.

В этой связи, под эгидой Анти-террористического центра Респуб-лики Казахстан на постоянной ос-нове проводятся учения. С учетом изменения методов совершения насильственных действий пере-смотрены подходы к формирова-нию сценариев и замыслов учений. Они максимально приближены к реальным условиям.

Слаженность действий органов управления и их готовность к вы-полнению поставленных задач по-стоянно совершенствуется в рам¬ках международных антитеррори-стических учений. На территории Республики Казахстан проведен ряд международных антитер-рористический учений государств-членов Шанхайской организации сотрудничества «Тянь-Шань-2006», «Мирная миссия – 2010», «Қазығұрт – Антитеррор – 2013».

В ходе организации и проведе-ния Республиканским оператив¬ным штабом по борьбе с терро¬ризмом учений, в т.ч. международ¬ного значения отрабатываются вопросы межведомственного взаимодействия и повышения уровня боеспособности сил и средств подразделений специаль-ных государственных и правоохра-нительных органов Республики Ка-захстан, компетентных органов участников АТЦ СНГ, а также госу-дарств-членов РАТС ШОС.

В рамках учений с членами ре-гиональных оперативных штабов и руководителями оперативных групп закрепляются навыки приня¬тия управленческих решений, оценки обстановки, планирования действий, организации, поддержа-ния взаимодействия и управления приданными силами. Особое вни-мание уделяется повышению пси-хологической готовности членов оперативного штаба и бойцов спецподразделений к выполнению задач в экстремальных условиях.

FaLang translation system by Faboba